Проекты современных многоэтажных зданий предусматривают в обязательном порядке установку на лифте звуковой и световой сигнализации, которая обычно является частью общей многоуровневой системы безопасности помещения. Устанавливают ее только в шахте, в самой кабине есть только световые табло и звуковая связь.

Связано это с тем, что именно в шахтовых лифтах чаще всего возникают возгорания из-за мусора или замыкания в проводке, и именно там огонь может прекрасно распространяться вертикально, захватывая и задымляя все этажи. По пожарной безопасности в первую очередь следует предотвращать пожары в шахте лифта, и не давать возможности им разгореться. Для этого и необходима установка сигнализации в подъемном пассажирском устройстве.

Характеристика

Противопожарная система представляет собой систему компонентов, которые в случае возникновения возгорания способны подавать звуковые, световые или визуальные сигналы. Кроме того предусмотрено и изменение режима работы лифта.

Важной частью сигнализационной системы является автоматический извещатель, содержащий как минимум один датчик, реагирующий на любое изменение содержания веществ в воздухе. При обнаружении дыма, отравляющих веществ горения, он передает информацию в центральную часть установленного в здании противопожарного оборудования.

Оно в свою очередь перенаправляет сигнал в систему, управляющую кабиной лифта. Происходит переключение обычного режима в специальный, который предусмотрен для каждого типа кабины отдельно. Он зависит от установленной общей системы пожарной сигнализации в помещении, и включает несколько программ работы лифта.

В некоторых случаях возможно использование ручного переключателя в качестве запасного варианта. До поступления сигнала, устройство работает в обычном режиме – «нормальная работа».

В ситуации пожара в многоэтажном здании пользоваться лифтом запрещено. Однако, хотя об этом информируют специальные наклейки, люди все же в первую очередь бегут к кабине, что совершенно не правильно. Кроме того, возгорания в шахте возникают внезапно, и зачастую в кабине могут находиться пассажиры, которые будут подвержены большой опасности. Для обеспечения безопасности людей система сигнализации дает управлению сигнал, служащий основанием для автоматического спуска кабины вниз, и открывания дверей.

Исключения составляют лишь специальные лифтовые устройства, предназначенные для подъема пожарных расчетов к очагу пожара. Они переводятся в специальный режим функционирования.

Система связи и сигнализации лифтов состоит из следующих компонентов:

  • световые и звуковые поэтажные сигналы и нумераторы;
  • устройство для звонка и(или) связи с диспетчером, аварийными службами;
  • световое стеклянное табло, показывающие точное расположение кабины лифта при помощи цифр и надписей.

Табло оснащено 2 лампами, освещающее его изнутри. На этажных площадках, расположенное возле дверей кабины и вызывной кнопки табло может сигнализировать сообщение «занято» в ситуации перегруза в смешанных типах лифта. В грузовых кабинах такой сигнал возникает при любом движении кабины либо открывании дверей. Они также оснащаются звуковым нумератором, состоящим из специальных электромагнитов. Их количество должно соответствовать числу этажей в здании.

Пассажирские устройства в основном имеют световые сигналы в виде стрелок и цифр, оповещающие об этаже, на котором находится в данное время кабина, и направлению ее движения (вверх, вниз).

Звуковые устройства необходимы для связи с обслуживающим персоналом в случаи неисправности лифта или внезапной остановки кабины. Они входят во внутреннюю систему управления.

Иногда на лифте система звуковой и световой сигнализации может иметь прибор для установления двусторонней связи. Питание такого устройство происходит автономно. Следует уточнить, что конструкции лифтов с высотой подъема, превышающей 25 м, имеют специальную проводку. Она при необходимости обеспечивает двустороннюю переговорную связь между кабиной лифта, нижним этажом и машинным отсеком.

Что происходит с лифтом при сработке пожарной сигнализации

Как только в систему поступает сигнал о возникшем возгорании в помещении, то автоматически запускается программа по принудительному спуску кабины и обеспечения свободного выхода находящихся там людей.

Осуществляются следующие этапы работы пассажирского и(или) грузового лифта:

  • все последующие, после сигнала пожарной сигнализации вызовы, системой игнорируются, и не подлежат регистрации;
  • ранее поступившие вызовы с этажных площадок аннулируются;
  • кабина автоматически переводится в специальный режим;
  • лифты с ручной системой закрывания дверей (решетки): при открытых дверях остаются на месте, при закрытых – начинают движение на этаж, зафиксированный в системе;
  • во время направления кабины к назначенному этажу все промежуточные остановки должны пропускаться.

Если кабина была остановлена сработавшим устройством пожарной безопасности, то она должна оставаться без движения, и находиться на данном участке шахты. Реверс привода дверей может быть выведен из строя из-за высокой температуры или густого задымления, что станет препятствием для закрывания створок кабины. Во избежание подобной ситуации он отключается.

Время, в течение которого все лифты переводятся в специальный режим функционирования не должно превышать установленных 15 минут, после последнего обычного рейса. При повреждении гидропривода это временное ограничение отключается самостоятельно.

Система группового управления всеми лифтами в здании, даже при поломке одного из них, должна обеспечивать спуск остальных кабин на необходимый этаж, без препятствий. Прибыв на назначенное место, после открывания дверей самой кабины и шахты, все устройства переводятся в нерабочее положение. Лифты с ручным приводом по прибытии на конечный этаж также должны иметь открытый замок, после чего отключаются от питания.

Когда в систему управления поступает сигнал от пожарной сигнализации лифтов, о снятии угрозы пожара, все устройства переводятся в состояние обычной работы. Кроме того, существует возможность ручного переключения лифтов из работы «специальный режим (пожар)» в положение «нормальная работа». Выполнить его может только уполномоченное на такие действия лицо. Допуск к нему других людей ограничен.

В тех ситуациях, когда пожарный сигнал еще не снят, а лифты необходимо включить, представитель УК жилого здания или собственник помещения может сам установить переключать на нормальный режим работы. Однако это возможно только после согласования с представителями пожарной службы.

Лифты и пожарная сигнализация находятся в тесном взаимодействии, чем обеспечивается оптимальное функционирование кабины в случаи обнаружения источника возгорания. Подобные устройства необходимы для своевременного оповещения людей в здании о пожаре, а также для предотвращения несчастных случаев при проведении эвакуации. При соблюдении всех правил пользования и оптимальном функционировании технических систем лифт является наиболее безопасным устройством для перемещения людей и грузов.

Итак, подытожим. Системы пожарной сигнализации и дымоудаления устанавливаются в шахтах лифта, в самом лифте пожарная сигнализация не предусмотрена. Если начался пожар, то кабина лифта просто опускается на первый этаж и открываются двери.

 

ПОЖСОЮЗ - НАМ ДОВЕРЯЮТ ЖИЗНЬ!