Доля продаж автомобилей на электрической тяге неуклонно растет каждый год по всему миру. Одновременно с этим все большую актуальность приобретает вопрос пожарной безопасности электромобилей. Согласно проведенного исследования Национальной администрацией безопасности дорожного движения в США (NHTSA) риск возникновения очага возгорания автомобиля и взрыва литий-ионных аккумуляторов несколько менее вероятна и отличается меньшей опасностью, чем для традиционных моделей с двигателем внутреннего сгорания. Что необходимо знать владельцам и как правильно тушить электромобили в экстренной ситуации?

 

Причины пожара

Каждый год из многих стран мира поступает информация о несчастных случаях, связанных с воспламенением или взрывами автотранспортных средств с электромотором. Популярность таких новостей вызвана тем, что аварии и пожары автомобилей с ДВС давно стали обыденностью и не привлекают внимания широкой публики. Однако многочисленные проведенные исследования говорят, что опасность моделей с литий-ионными аккумуляторами сильно преувеличена - повреждение АКБ может вызвать саморазрушительную цепную реакцию, но степень опасности электролита меньше, чем у бензина или дизельного топлива и гораздо меньше, чем у водородного топлива в гибридных модификациях.

Самыми распространенными причинами возгораний для электротранспорта являются аварии и столкновения, которые вызывают негативное и разрушительное воздействие на аккумулятор. Сильное столкновение может привести к так называемому «тепловому разгону» - катастрофическое и необратимое повышение температуры аккумулятора до граничных пределов. Кроме этого, катастрофические последствия и короткое замыкание электросети транспортного средства могут вызвать:

  • утечка охлаждающей жидкости из АКБ;
  • попадание в электросеть автомобиля воды.

 

Правила тушения

Возникновение очага возгорания в аккумуляторе литий-ионного типа автомобиля происходит обычно не сразу, а через некоторое время, что предоставляет водителю и пассажирам время покинуть салон. В то же время справиться с огнем и высокой температурой очень трудно — отличие пожара в топливном и электрическом автомобиле заключается в том, что обычные огнетушители порошкового или газового типа не будут эффективны. Кроме того, во время тушения электромобилей возникает риск поражения током от высоковольтных систем.

Первое, что необходимо сделать пользователю автотранспорта – выбраться из охваченного огнем или дымом автомобиля и вызвать спасателей по телефону экстренных служб. Если условия позволяют – можно использовать огнетушители пенного типа, соблюдая все меры предосторожности и находясь на безопасном расстоянии. Главной задачей пожарных расчетов на первом этапе является отключение высоковольтного кабеля с помощью аварийного разъема или механическим способом.

 

На официальном веб-сайте корпорации Тесла, самого популярного производителя легкового электротранспорта в мире, указано, что процесс тушения АКБ может занять до двадцати четырех часов.  Кроме того, после устранения огня и дыма необходимо наблюдать за автомобилем 2-3 часа, так как возможно повторное возгорание. Компания-производитель рекомендует использовать для этого большое количество воды, соблюдая при этом особую осторожность – возможно формирование так называемых «электрических дуг», сопровождающееся большим выбросом искр. Корпус автомобиля может быть под напряжением – обязательным условием для тушения является использование пожарными расчетами защитных рукавиц.