Пожарные рукава, как важнейший элемент противопожарной безопасности, подлежат регулярным проверкам и обязательным испытаниям, частота которых строго регламентирована специальными нормативами и регламентами. Пропускная способность и целостность пожарных рукавов непосредственно оказывают влияние на обрабатываемую площадь и оперативность тушения возгорания.
ОПРОБОВАНИЕ СИСТЕМЫ
Главный нормативный документ, которым регламентируется порядок использования, хранения и обслуживания пожарных рукавов - это специальное руководство по их эксплуатации. Регулярные испытания данных составляющих системы пожаротушения предназначены для того, чтобы поддерживать на должном уровне функциональность и рабочее техническое состояние, проводить проверку герметичности и пропускной способности.
Перед тем, как проводить проверку пожарных рукавов в рабочем состоянии, проверяющий проводит внешний осмотр рукава на предмет наличия потертостей, механических повреждений, перекручивания, возникновение которых становится причиной разгерметизации. Также важно проверить поверхность рукава на наличие посторонних химических компонентов (пятен технического масла, нефтепродуктов и других химических элементов). Помимо этого, если существует такая возможность, рукава обследуются и изнутри.
Визуальный осмотр пожарных рукавов предусматривает также на выявление различных отслоений резинового слоя, проверку или ревизию мест соединений рукава и соединительных элементов по всей его длине.
Фактическое испытание рукавов происходит по определенной процедуре и проводится в следующих случаях, когда:
- устанавливается новый пожарный рукав и вводится в эксплуатацию;
- осуществляется плановое обслуживание или ремонтные работы, которые связаны с восстановлением герметичности или соединением нескольких отрезков с использованием соединительных элементов;
- рукав применялся при тушении пожара с повышенным уровнем сложности (высокая температура, использование при тушении специфического материала или веществ), а также при обнаружении следов появления на поверхности рукава активных химических элементов при его эксплуатации.
Нормативные и регламентирующие документы четко определяют процедуру испытаний пожарных рукавов. Рукава необходимо испытывать по одному и поочередно. Разрешается проводить испытания двух пожарных рукавов, но только если будут использоваться независимые водосборники. Затем вся система пожаротушения собирается по двум схемам:
- Необходимо наличие пожарной автоцистерны, испытываемого рукава и заглушки:
- Необходимо наличие пожарной автоцистерны, испытываемого рукава, заглушки и независимого водосборника.
Затем проводится герметизация имеющихся соединений и элементов, из которых состоит система.
Когда рукав подготовлен для испытания, вакуумный механизм в пожарном автомобиле нагнетает давление в нем. Важно учесть, чтобы указатель внутреннего давления должен быть на отметке не менее, чем 0,08 МПа.
После того, как необходимый показатель давления достигнут, технические работники, которые проводят испытание, осматривают весь рукав на предмет подтеков, некорректно деформированных участков, подтеков и тому подобного. Данная процедура проводится на протяжении 5 минут ориентировочно. После завершения испытаний по герметичности рукава снова осматриваются на целостность и состояние поверхности.
Работники, ответственные за проводимые испытания, обязаны вести карты по всем рукавам, в которые вносятся полученные результаты и подаются на утверждение комиссией. Если при проведении испытаний был получен неудовлетворительный результат, то рукава рекомендуется отправить в сервисные центры, в которых они будут отремонтированы и восстановлены. При невозможности провести ремонтные работы (как и в случае долгой эксплуатации) рукава утилизируются.
ПРОВЕРКА НАПОРНЫХ РУКАВОВ
В отличие от испытаний обычных рукавов, процедура испытаний напорных рукавов несколько иная. Кроме уже описанных выше условий, напорные рукава, которые используются реже 1 раза в год, тоже должны проходить тестирование. Дополнительно рукава напорные должны проходить испытание на текущее состояние рабочего давления после каждого использования.
Как правило, чтобы испытать напорные рукава, используют насосное оборудование, находящееся на пожарных автомобилях. Алгоритм проведения испытания таков:
- Давление испытания – 0.2 – 0.4 МПа;
- Время испытания – 5 минут.
Собирая магистраль, используются такие варианты. Первый – на конце заглушка с краном запорным. Второй – на конце разветвление. При помощи соединительного элемента со специальным манометром, рукав напорный соединяют с цистерной пожарного автомобиля. Крайне важно надежно обеспечить герметичность и целостность абсолютно всех соединений
Далее необходимо заполнить систему с подсоединенным рукавом водой до отказа и удалить из нее воздух. До указанных чуть выше количественных показателей нагнетается давление.
В среднем, на этот процесс расходуется до 2 минут. Следующие 2 минуты расходуются на удержание необходимых показателей давления и снижение их до нуля. Ну и в завершении повторяется нагнетание давления до 0.2 – 0.4 Мпа совместно с удержанием этих показателей в течение 3 минут.
В карты испытаний вносятся полученные результаты по напорным рукавам. Важно знать, что сопроводительная документация от производителя может указывать различные максимальные показатели давления для испытаний, соответственно, необходимо изучать эти документы перед испытаниями, чтобы обеспечить безопасность при них и при дальнейшей эксплуатации.
ПЕРИОДИЧНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Во многом периодичность испытания зависит от места и условия их использования или хранения. В силу того, что продукция различных изготовителей этой продукции отличается теми или иными эксплуатационными и техническими особенностями, сроки проведения испытаний также разнятся. В сопроводительной и технической документации к каждому отдельно взятому типу рукавов указывается необходимая периодичность проведения испытания.
В соответствии с нормами государственной противопожарной службы периодичность испытания напорных пожарных рукавов в среднем должна составлять не реже чем один раз в полгода. В конкретных случаях следует руководствоваться требованиями технической документации на конкретное изделие.
ПОТЕРИ НАПОРА ВОДЫ
В соответствии с техническими показателями гораздо более эффективным является параллельное соединение противопожарной магистрали с участием пожарного рукава. Общий показатель сопротивления в этом случае гораздо ниже в отличие от функционирования одной линии.
Для определения общего показателя потери напора в пожарных рукавах учитываются потери при прохождении соединительных элементов рукавов. Для этого используется общепринятая формула, согласно которой объем потерь силы напора равен делению показателя скорости воды в квадрате (м/с) на двойной показатель ускорения свободного падения, и умножению результата на коэффициент потерь в соединительном элементе.
При расчете же коэффициента уменьшения силы напора по длине всего рукава используется так называемая формула Дарси Вейсбаха. При этом рассчитанный коэффициент линейного сопротивления умножается на результат деления длины пожарного рукава на показатель его диаметра, при этом все данные применяются в метрах. Затем результат необходимо умножить на результат деления расхода литров в секунду в квадрате на (0,785*d²)²*2g.
Самые частые вопросы о испытании пожарных рукавов:
Регулярные испытания предназначены для того, чтобы поддерживать на должном уровне функциональность и рабочее техническое состояние изделий.
В соответствии с нормами государственной противопожарной службы периодичность испытания пожарных рукавов в среднем должна составлять не реже чем один раз в полгода.
Если при проведении испытаний был получен неудовлетворительный результат, то рукава рекомендуется отправить в сервисные центры, в которых они будут отремонтированы и восстановлены. При невозможности провести ремонтные работы (как и в случае долгой эксплуатации) рукава утилизируются.